ЖИЗНЬ ПОЛНА СЛУЧАЙНОСТЕЙ
Интервью с Виктором Цоем в
перерыве одного из концертов в
Питере весной 1990 года.
- К какому музыкальному направлению
относит себя рок-группа "Кино"?
- Ни к какому. Я вообще против
термина "рок" и не занимаюсь
этим. Просто играю музыку, которая
мне нравится.
- И тем не менее в нашей стране
действительно возникает очень
много проблем. Вам никогда не
хотелось эмигрировать?
- Нет, никогда. Я считаю, что надо
здесь жить. Конечно, гораздо
труднее, но, побывав несколько раз
за границей, я понял, что мне там
будет скучнее. Говорю это не из
каких-то там патриотических
соображений, просто отношусь к
этому вопросу несколько иначе. Я
считаю, что человек живет на
планете, а не в государстве.
- Как вы относитесь к политике?
- Политика - очень широкое понятие...
Я считаю, что любое мало-мальски
заметное явление уже каким-то боком
принимает участие в политике. А так,
чтобы специально заниматься
политической деятельностью, - это
не для меня. Я не одержим идеей
воспитания масс.
- Было ли когда-нибудь желание все
бросить, обрубить концы, "начать
сначала"?
- Нет. Я ни о чем не жалею. Я всегда
отвечаю за свои поступки. Для меня
вообще важно, чтобы мне было
интересно жить. Все остальное меня
не интересует.
- В кочегарке вы приобрели
потрясающий романтический имидж.
Не жалеете о том времени?
- Ну, об этом трудно жалеть! Я там
работал не потому, что это был
романтический имидж, а потому, что
мне нужно было где-то зарабатывать
деньги и где-то числиться, чтобы не
попасть в тюрьму. Работать было
тяжело, и я ушел оттуда при первой
возможности. Хотя никогда не
считал, что я там страдаю за правое
дело.
- Какую музыку слушает Виктор Цой?
- Последнее время все меньше и
меньше слушаю: ничего не нравится.
По крайней мере перестало
появляться что-либо действительно
интересное.
- Считаете ли вы, что музыка должна
нравиться всем, если она
действительно хорошая?
- Музыка вообще никому ничего не
должна.
- Каким вы видите будущее группы
"Кино"?
- Я не думаю о будущем "Кино" и
вообще о будущем, потому что жизнь
полна случайностей...
Г. Зинченко
"Московская правда", 5 декабря
1991 года
Ответы Виктора Цоя на некоторые
вопросы
биографического характера
- Самое запомнившееся событие в
детстве? - он, переспросив,
задумался. - Такого, чтоб из ряда вон
выходящее - я не могу вспомнить.
Детство обыкновенного
ленинградского пацана. Не знаю...
- А твои родители были строгие, они
тебя часто наказывали, если да, то
за что? - пытаюсь как-то разговорить
его...
- Достаточно строгие, да. Но за что
наказывали - честно говоря, не
помню. За что обычно наказывают
детей? За детские проступки.
- Хорошо, а у тебя нет к ним
претензий, допустим, того не
показали, тому не научили?
И тут он, что называется,
взрывается:
- А я вообще не считаю, что родители
могут чему-то научить. Ребенок - это
человек с собственной судьбой, и,
мне кажется, мы слишком много
значения придаем, так сказать,
формированию личности родителями, -
последнюю фразу он произносит с
издевкой, продолжая, - родители
могут дать образование, там, что
угодно, а личность формируется
сама, под влиянием окружающей
среды. Но на одних одна и та же среда
влияет так, на других - иначе.
- Скажи, а после школы ты уже знал,
кем будешь, или ты был одним из тех
людей, на которых внимания серьезно
не обращают?
- Скорее всего, ни первое, ни второе.
Понимаешь, я, в общем-то, неплохо
учился где-то класса до пятого,
потом стал учиться плохо и школу
закончил с трудом. Помню, хотел
тогда стать художником, поступал
даже в художественное училище,
которое, кстати, в скором времени,
бросил. С точки зрения пользы это
была не самая удачная попытка,
потому как ничему меня так и не
научили, даже испортили во многом. А
что касается живописи, то до сих
пор, если у меня есть свободное
время (чего, как правило, не бывает),
я всегда стараюсь ею заниматься, в
свое удовольствие.
- А гитара? Когда ты понял, что это -
твое?
- Лет в шестнадцать, наверное.
- Ты учился в музыкальной школе, по
самоучителю или ...
- Просто во дворе играли, я смотрел
и, - улыбнувшись, - постигал свои
университеты.
- В таком случае, когда Виктор Цой
пришел к выводу, что может и вправе
создать свою группу и выйти с ней,
как говорится, на люди?
- Никогда, - спокойно, но очень
отчетливо. - Никогда не приходил к
такому выводу, все так получилось
как-то само собой. Я не считаю, что
на это надо иметь право. Уже потом
все доказывается само собой - либо
люди приходят и слушают песни, либо
нет...
- Ты не замечал, что у некоторых
твоих песен появляются другие,
часто полностью неверные
трактовки? У тех же "Перемен" -
песни, в общем-то личной, обращенной
к самому себе - возникла другая
трактовка, превратившая песню в
призыв типа "Дайте миру шанс".
Не то, чтобы она повредила группе,
просто у людей, которые ее раньше не
знали, создался некий свой
стереотип, собственно говоря,
чуждый "Кино".
- В общем, да. Так получилось: как
только началась гласность - все как
с цепи сорвались говорить правду.
Это было очень популярно. А в наших
песнях нет никаких сенсационных
разоблачений, но люди по привычке
пытались и здесь найти что-то
этакое. И в результате
"Перемены" стали
восприниматься как газетная статья
о перестройке. Хотя я ее написал
давно и совершенно не имел в виду
никаких перестроек. Конечно, это не
очень хорошо, но думаю и надеюсь,
что в конце концов все встанет на
свои места.
- Быть может, несколько банальные
вопросы. Первый: что для тебя
является первоосновой в жизни,
грубо говоря, для чего живет Виктор
Цой? И второй: каким бы хотел себя
видеть через несколько лет?
- Живу для чего? Чтобы заниматься
своим делом, чтобы было интересно
жить. А каким бы хотел себя видеть? -
он надолго задумался.
- Я бы хотел не запятнать свое
доброе имя, чтобы ни у кого не было
повода меня в чем-либо упрекнуть.
Все остальное не очень важно.
"И все, что мне нужно -
это несколько слов
И место для шага вперед..."
- Хорошо, а сам себя можешь назвать
"звездой"? Концерты все-таки на
стадионах, во дворцах спорта...
- Даже не знаю, я никогда не
стремился и не считал это главным -
такую всеобщую популярность, это
никогда не ставилось во главу угла.
Конечно, мне хотелось стать
популярным, чтобы собирать большие
залы, чтобы вступить как-то в
коммуникацию с людьми. Но, повторяю,
никогда не считал это самым важным,
самым главным, потому, что
популярность - вещь, которая
зависит от многих факторов...