ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "МОЛОДОЙ
ЛЕНИНЕЦ"(Волгоград)
- В песне "Фильмы" вы поете:
"Оставь меня в покое, не тронь мою
душе." Вы действительно
замкнутый человек?
- Да, но все же эта песня
юмористическая. А вообще, просто у
любого человека есть люди, с
которыми ему интересно
разговаривать, а есть - наоборот.
- Вы учились в художественном
училище, а стали музыкантом. как это
случилось?
- Просто надоело одно, захотелось
делать другое.
- После концерта памяти Александра
Башлачева, в котором не участвовала
группа "Аквариум", в адрес
Гребенщикова было сказано: "Боб,
ты предатель." Как вы к этому
относитесь?
- Я не хочу браться кого-либо судить.
Если человек делает так, как я бы не
сделал, все равно я не могу сказать,
что он неправ, предатель... Каждый
сам творит свою биографию.
- А почему вы участвовали в этом
концерте, кем был для вас Башлачев?
- Приятелем... Мы с ним очень хорошо
относились друг к другу, но не были
особенно близкими друзьями.
- В последнее время в адрес
Константина Кинчева все чаще
раздается, что акцент в его песнях
смещается со слова "мы" на
слово "я"...
- Я хорошо знаю Костю: он не болен
"звездной болезнью", у него
другие причины. К тому же, когда
речь идет о песнях, я как раз
сторонник слова "я". Оно
честнее.
- Года полтора назад в передаче
"До 16 и старше" свой отказ от
поездок за рубеж вы объяснили тем,
что песни ваши в первую очередь
смысловые, иностранцы не поймут.
Недавно вы вернулись из Франции...
- Вы знаете, после этой передачи я
как раз подумал, что меня можно
неправильно понять. Так и
произошло, потому что многие потом
говорили: ты такой герой,
отказываешься, все, кто ездит,
плохие, а сам... Но дело в том, что я
имел в виду то, что сейчас на Западе
сильна мода на Россию: на советскую
символику и все остальное. Но
отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол,
смотрите, русские на гитарах
играют, почти так же, как мы. И масса
групп, используя возможность,
бросилась просто очертя голову за
границу, сознательно идя на то, что
их там будут принимать на самых
плохих условиях, как финансовых,
так и концертных. Мне меньше всего
хотелось выглядеть такой
"матрешкой". Ведь дело уже не
столько в деньгах, сколько в
престиже страны. Если уж так
хочется за рубеж, то лучше уж ехать
туристом.
Что касается нас, мы все-таки
совершили попытку сделать иначе.
Во-первых, сначала выпустили во
Франции пластинку. Во-вторых, это
было не просто мероприятие типа
"Концерт из России", а очень
известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать
и посмотреть, насколько можно
установить коммуникацию. Не могу
сказать, что это было очень удачно,
потому что от нас скорее ждали
какой-то русской экзотики, а
увидели собственно рок-музыку.
Да, и до этого мы ездили в Данию. Там
проводились концерты в фонд
Армении, нас пригласили, ну и тут
отказаться было трудно. Хотя,
скорее всего, я отказался бы при
других условиях.
- Недавно в Москве был фестиваль
"звуковой дорожки", в которой
участвовала масса разных групп. И
вот что меня удивило: народ очень
бурно принимает Д. Маликова, Р.
Жукова, "Сталкер", а, например,
"Урфин Джус" или "Чай-ф" -
гораздо прохладнее. Что это - настал
век поп-музыки или какой-то
временный кризис?
- Я думаю, там была определенная
публика, большая часть которой
пришла отдохнуть, послушать легкую
музыку. И перестроиться вот из
этого состояния на состояние типа
послушать и подумать тоже трудно.
- Как вы думаете, молодым талантам
нужно помогать или, как говорится,
талант сам пробьет себе дорогу?
- Для настоящего музыканта
обстоятельства внешней жизни не
имеют почти никакого значения. Ему
для того, чтобы что-то делать, нужен
инструмент и больше ничего. Я знаю
массу людей, которые говорят: вот
если бы у нас была аппаратура... У
нашей группы аппаратуры нет вообще,
ну, кроме инструментов. Однако мы
продолжаем что-то делать, а те сидят
и ждут, пока у них аппаратура
появится.
- Какой сейчас статус у вашей
группы?
- Никакого. Независимый. Ни на кого
не работаем, у нас нет никаких
контрактов.
- О фильме "Игла" кинокритики
говорят как о явлении в
кинематографе, мол, Цой создал
образ романтического героя.
- Вообще-то я не создавал ничего,
просто старался быть естественным.
- В "Ассе" и "Роке",
допустим, вы были собой -
рок-музыкантом. В "Игле" -
актерская работа. И все же
сложилось впечатление, что роль
написана именно для вас, вы играли
почти себя.
- В какой-то степени так оно и было. И
все же я позволил себе некоторые
эксперименты. Ну, интересно иногда
изобразить, скажем, хама. Я в жизни
вряд ли повел бы себя так. Но все
равно это недалеко уходит от
реального персонажа, фильм делался
без всяких костюмов и причесок. Я
как ходил по улице, так и входил в
кадр. Фильм снимал мой приятель
Рашид Нугманов. Он позвонил мне и
предложил эту работу. У нас был,
конечно, первоначальный
литературный сценарий, потом Рашид
написал режиссерский, со
значительными изменениями. В конце
концов от оригинала не осталось
почти ничего.
- Вы собираетесь еще сниматься в
кино?
- В принципе мне было бы интересно,
но это не от меня зависит. У меня
свои идеи относительно
кинематографа, а у режиссера, как
правило, свои. После этих фильмов
мне много предлагали сниматься, но
там я должен был действовать как
профессиональный актер, носить
какой-то костюм, произносить
реплики, полагающиеся по сценарию...
Мне это неинтересно.
- В фильме "Рок" вы сказали
примерно так: я не знаю, чем буду
заниматься завтра, но сегодня для
меня рок - это то, ради чего я
пожертвовал бы всем. Некоторые
первую часть этого высказывания
посчитали изменой...
- Изменой? Я просто был честен. Ведь
может наступить момент, когда я
почувствую, что мне остается только
повторяться. Я перестану этим
заниматься и считаю, что это не
предательство, а, наоборот, честный
уход со сцены.
- Может ли материальная сторона
жизни рок-музыканта влиять на его
творческое кредо?
- Это зависит от человека. Есть люди,
которым необходимо жить в хорошей
квартире, иметь машину, дачу и так
далее...
- У вас это есть?
- У меня нет... И один готов ради
этого идти на компромисс, а другой -
нет. Когда я начал заниматься
рок-музыкой, в последнюю очередь я
думал о деньгах. Тогда было понятно,
что кроме неприятностей (причем
самых серьезных), за это ничего не
получишь. Мы были значительно
беднее, чем могли бы быть, работая
на каких-то работах... И все время
сталкивались с гонениями, были люди
с совершенно испорченной
репутацией.
- Почему в ваших песнях так много
"ночи, дождя, осени, падающих
звезд?"
- Не знаю... Это из области анализа
творчества, а я им не занимаюсь.
- В советской культуре" в статье
"Лики русского рока" было
сказано: "Мир Цоя - братство
одиночек, сплоченное отсутствием
выхода"...
- Это братство одиночек, но не
сплоченное отсутствием выхода.
Выход реальный существует... Ну, об
этом долго можно рассказывать.
- Отражаются ли как-то на вашем
творчестве перемены в общественной
жизни?
- А как они могут отражаться? Я же не
певец социального протеста, не пишу
песен "на злобу дня".
- Вы поете: "Я один, но это не
значит, что я одинок". Вы
действительно никогда не ощущаете
одиночества?
- Ну почему... Это песня о конкретном
состоянии, там нет жизненной
программы.
- Вы противоречивый человек?
- Нет, я совершенно монолитный.
- Во времена "подпольного" рока
постоянные гонения на
рок-музыкантов заставляли их быть
героями. Теперь времена изменились,
героизма вроде уже и не требуется.
Что же дальше?..
- Не требуется? Сейчас его нужно еще
больше.
6 мая 1989 г.